О роли тренера в становлении и развитии шахматиста сказано и написано уже немало, попробую дать несколько советов на эту тему.
На начальном этапе (1-2 год обучения) или в случае, если шахматист не собирается делать профессиональную спортивную карьеру в этой области, на мой взгляд, на 1-ом месте при выборе специалиста стоит ЛИЧНОСТЬ шахматного тренера, его способность доходчиво объяснить материал и привить самое главное – любовь к шахматам. Здесь не следует гоняться за тренерами-гроссмейстерами или специалистами с именем, — с этой задачей может справиться шахматист уровня I разряда, при наличии отличных преподавательских навыков.
Роль шахматного тренера на этапе роста спортивного мастерства и приближение к уровню звания КМС резко возрастает. Здесь необходимо очень тщательно подойти к выбору подходящего специалиста. В настоящее время выбор шахматных тренеров (специалистов) представлен очень пёстрой гаммой: начиная от высококвалифицированных мастеров и гроссмейстеров и заканчивая «горе – специалистами», которые с «1 крепким разрядом» приписывают в своём резюме в интернете абсолютно нелепые регалии: победы над устаревшими шахматными программами, выигрыши в несуществующих турнирах или заведомо ложные сведения, которые невозможно проверить («неоднократный победитель спартакиад по шахматам», «многократный призер Общероссийских и Московских чемпионатов»). В сети также можно нарваться на специалиста, который может прикрываться гроссмейстерским званием и оказаться абсолютно никудышным тренером.
Так как же подобрать шахматного тренера, чтобы он был достаточно квалифицирован и смог способствовать быстрому росту мастерства на этапе спортивного совершенствования? На мой взгляд, здесь следует остановиться на следующих критериях:
Автор статьи: Призант Ярослав Александрович